суббота, 20 января 2024 г.

Ребаланс чудес (январь 2024): первый взгляд

С обновлением 1.191 (18.01.2024) нас накрыло "Улучшением бонусов" Древних чудес. Как обычно, разрабы преподнесли все свои изменения как заботу об игроках, но игроки, судя по отзывам, такую заботу не оценили.
 
В целом все выглядит так, как будто сейчас все испортили, чтобы получить возможность начать исправлять ситуацию в грядущих обновлениях. Также прямо напрашивается введение дополнительных источников для получения фрагментов и реставраций.
 
В моих городах ребаланс не привел к каким-то колоссальным изменениям, ничего глобально не улучшил, ничего критично не порушил. Думаю, я смогу подстроиться под эти изменения и продолжить играть уже с ними. Возможно, улучшения придут позже - ну не остановятся же разрабы на достигнутом :-)   
 
Изменение стоимости постройки и апгрейда чудес.
Если верить анонсу в Дискорде, замена ресурсов для постройки и развития чудес со стандартных и исследуемых (реликвии,  товары, орки, мана и т.д.), на создаваемые, теоретически доступные в каждой главе (катализаторы, фрагменты, реставрации), была продиктована желанием дать возможность игрокам развивать чудеса в любой момент игры.  Что-то в этом, возможно, и есть - мои микрогорода не могли поднять чудеса выше 30 уровня, потому что для этого требовались разумные товары, которые в ранних главах еще не изучены. Однако стоимость улучшения чудес,  даже с учетом ее сокращения вдвое по сравнению с первоначальной задумкой разрабов, имхо сделала чудеса еще недоступнее для игроков ранних глав, чем это было раньше... Особенно если учесть, что чудеса первых тринадцати глав при улучшении на четырех уровнях из пяти требовали реликвии (которых у всех как грязи), а не товары и ресурсы. Ну а про то, что реставрации добываются в турнире (доступен с 4 главы), а фрагменты заклинания в основном в шпиле (доступен с 5 главы), лучше вообще не вспоминать...
 
Для моих городов изменение стоимости постройки и апгрейда чудес пока катастрофой не выглядит. В микрогородах очень мало чудес (на Маленькой ферме их вообще нет), ресурсов для их развития точно хватит. А в Основном городе практически все необходимые чудеса уже отстроены, кое-какие запасы фрагментов и катализаторов накопились за годы игры, реставраций, наверное,  маловато,  но зато алмазов много, можно начинать их тратить на производство реставраций в Академии Магии (причем не столько ради чудес,  сколько ради возможности улучшать ивентовые постройки).
 
Изменение бонусов чудес.
Все в том же анонсе в Дискорде обещали небольшое усиление почти всех древних чудес и нерф трех особо сильных. Фактически ухудшение показателей затронуло вовсе не три чуда, больше. 
 
Одно из таких молча испорченных чудес - Цветущая гильдия торговцев (Пчела). Она есть почти во всех моих  городах (кроме Маленькой фермы,  где чудес нет вообще).  Нерфить ее не обещали, однако после ребаланса она перестала убирать торговую комиссию (теперь комиссия составляет 5% на 35 уровне чуда) и сократила размеры предложений оптовика до 460% на 35 уровне (было 500% начиная с 30 уровня).
Для Основного города изменение неприятное, но не сильно критичное.
 * Торговую комиссию я вообще не замечу - на рынке количество лотов ограничено, соседей у меня так много, что я просто не вижу предложения с комиссией. 
 * С оптовиком хуже. Я ежедневно покупаю у него 2-3 лота каждого типа обычных непрофильных товаров. Пчела у меня сейчас 33 уровня, я потеряла порядка 200к т1, 140к т2 и 90к т3 в сутки. Потери, конечно, сократятся, когда я вложу в Пчелу озки,  катализаторы, фрагменты и подниму ее до 35 уровня. Но к объему закупок "доребалансной эпохи" я так и не вернусь. Однако, стоит вспомнить, что запасы обычных товаров в Основном городе исчисляются в  сотнях  миллионов, чтобы понять,  что этот нерф Пчелы я переживу совершенно спокойно.
  * Сладкой пилюлей к нерфу двух бонусов стало незначительное улучшение третьего - бонуса к производству гостевых  товаров (с 46% в старом варианте до 50% в новом на 35 уровне чуда). Подозреваю, это изменение я тоже не замечу,  но сам факт улучшения душу, конечно,  греет.
 
В микрогородах нерф Пчелы заметнее, потому что там Оптовик - это основной источник товаров, и последствия ребаланса я, возможно, даже почувствую... Сломать экономику ребаланс не сможет, но теоретически может сократить темпы захвата разведанных провинций.
 
Также в официальном анонсе не рассказали о нерфе Пирамиды очищения. До ребаланса она давала 200% разумных товаров за сбор орков, а теперь дает только 180%. Для Основного города это изменение весьма неприятное - я уже давно не произвожу разумные товары на фабриках, и 21ю главу прошла на разумных от эво и Пирамиды. 
Возможно, корректировать свои привычки в отношении разумных товаров и не придется,  ибо удастся частично компенсировать последствия ребаланса:
 * во-первых, с помощью строителей (за просмотр рекламы можно получить бонус к производству орков, а, значит, и к получаемым за их сбор разумным товарам), главное, не забывать заглядывать к этим строителям;
 * во-вторых, за счет снижения распада разумных с 2% до 1% (чудо Обезьяна разумная 35 уровня). 
В общем,  пока надеюсь, что необходимость в возврате к фабрикам не возникнет. Утешить должно то, что если все же возвращаться к фабрикам, товаров с них собрать можно будет больше, чем раньше - бонус к производству разумных товаров от Искривления времени в моем Основном городе вырос со 160% до 220% и может быть поднят до 240%, если прокачать чудо до 35 уровня, а в Омуте памяти и вовсе с 90% до 240% (мой Омут уже 35 уровня).  Кроме того, фабрики в моем городе без усиления Магическим производством не работают никогда, а эффект этого заклинания в моем городе вырос со 106% до 110% из-за ребаланса Эльвенарского центра торговли.  
 
Еще пара неанонсированных негативных изменений, затронувших мой Основной город, это увеличение времени разведки (Таверна разведчиков теперь сокращает время разведки на 60%, а до ребаланса было 65%) и уменьшение хранилища портала (раньше Омут памяти увеличивал хранилище портала на 55%,  теперь увеличивает только на 50%). Оба изменения неприятные, но не критичные. 
 
Но самым значительным из неожиданных нерфов стало изменение Святыни ловких грибов.  Если раньше бонус группы обучения от Грибов зависел от суммы уровней арсеналов,  то теперь он привязан к размеру отряда, также как и Оплот. Для моего Основного города такое изменение можно рассматривать как с отрицательной, так и с положительной стороны.
Положительная: поскольку размер группы обучения от Грибов теперь от арсеналов не зависит,  при необходимости можно убрать все арсеналы и не получить простоев в казармах. Это точно пригодится мне во время приклов. Теоретически могло бы помочь и при прохождении главы, но  в моем случае сомнительно - без арсеналов мне придется ставить что-то рейтинговое,  чтобы не остаться без юнурия (Храм духов) и что-то оркопроизводящее, чтобы не остаться без разумных товаров (Пирамида очищения). Орочьи гнезда и фабрики разумных товаров в этом случае выглядят вполне логично... но... тогда нужно будет задумываться о семенах. В общем, дело ясное, что дело темное,  прежде, чем воротить такие изменения, нужно будет посчитать их последствия...
Отрицательная: если раньше, выставив на поле все мои 15 арсеналов, я могла получить бонус группы обучения только от Грибов около 30к юнитов,  то теперь независимо от арсеналов на поле,  Грибы мне дадут только 14,5к юнитов в группе обучения... Если мне вдруг захочется компенсировать сокращение очереди обучения, мне придется построить дополнительно не менее 12 арсеналов...  Резкое снижение группы обучения приводит к уменьшению отдачи от Бурых медведей. Для моего Основного города изменение Грибов, пожалуй,  одно из самых неприятных во всем ребалансе. Хуже него только новый Драконий монастырь...
 
О нерфе Драконьего монастыря предупреждали в анонсе. Но от этого легче не становится. Драконий монастырь в моем городе давал раньше 35,5к маны за заклинание, теперь дает всего 19,5к. Ухудшение существенное, особенно если учесть, что ставить какие-то специальные мано-добывающие здания я не привыкла, маны всегда хватало от Драконятника. Впрочем, пока что мне кажется, что даже в текущих реалиях с добычей маны я должна справиться, не выстраивая новых чудес (в наличии более 15 тыс. заклинаний, и я не прекращаю турнирить и варить заклинания в АМ). Если все же с маной будет напряженно, можно поставить Валлорийскую школу чародейства,  чтобы ускорить приток заклинаний из АМ (и расход реликвий уж заодно, а то лежат мертвыми грузом в неприличных количествах). Хотя логичнее, конечно, Темный лабиринт ставить... этот монстр на 35 уровне теперь должен давать 132к маны раз в три часа при ратуше 47 уровня, да еще и распад маны сокращает до 1%...
 
Нерф культурных чудес - Руин сторожевой башни (которых у меня нет и никогда не было) и Святилища - вроде и затронул мой Основной город, но глобально ничего в нем не сломал. У меня была сильно завышена культура, но она просто была и не приносила почти никакой пользы. Сейчас, когда культура Святилища упала с 380к до 146к, избыток культуры в городе держит "солнышко" на 125-150%. При таком уровне культуры Заколдованный дар работает, а большего для нормальной жизни города и не нужно. В инвентаре довольно много приличных ивентовых культурных построек (давно пылятся!), поэтому, думаю, даже если захочу перестроить город, особых проблем не встречу. Нерф культурных чудес мне не понравится, но он не убил ни мой город, ни мое желание продолжать играть.
 
Остальные изменения в чудесах  в моем городе привели к улучшению их работы. Все, что подросло,  подросло совсем чуть-чуть,  не уверена,  что замечу полезность, но все же - 
* выросло население,  которое дают Горные залы и Бездна;
* выросло количество собираемых ресурсов: монет (Золотая бездна), запасов (Башни процветания), обычных товаров в сундуках соседской помощи (Шпиль Великого колокола), разумных товаров за создание а АМ (Оракул судьбы), семян (Эльвенарский центр торговли), юнурия (Храм духов);
* улучшилось качество заклинаний (эффект,  длительность действия) - Сила запасов (Башни процветания), Магическое производство (Эльвенарский центр торговли), Заколдованный дар (Маяк доброго соседства);
* улучшились характеристики юнитов - и урон (Вершины бури, Святыня ловких грибов, Храм жаб, Триумфальные источники, Драконий монастырь), и здоровье (Святилище/Боевой монастырь). Вроде бы совсем чуть-чуть улучшились - на 10% урон, на 6% здоровье, но если сравнивать с тем, что чудеса дают,  получается не так уж и мало: чудеса на урон работают теперь на целую четверть эффективнее, чем работали раньше. При этом, боюсь, в бою я этого все равно не замечу - ибо общее усиление ключевых юнитов у меня не 40% от чуда, а 250-300% от всей военной инфраструктуры (кроме чуда есть феникс, домики,  котел);
* увеличилось количество юнитов,  тренируемых в чудесах (Святыня ловких грибов, Летучая академия, Храм жаб и т.п.);
* улучшились возможности тренировки в казармах всех типов - во-первых, увеличилась скорость тренировки в Казарме (Вершины бури), в Лагере наемников (Летучая академия), на Тренировочной площадке (Триумфальные источники), а во-вторых, увеличился бонус сбора юнитов (Обезьяна разумная);
* сократилось время между турнирными раундами (Искривление времени). Для меня это изменение совершенно не критично. Белого медведя все равно кормить придется, или надо будет начинать проходить каждую звезду турнира по будильнику... Ради экономии одного корма я на такое неудобство не пойду :-)
 
Нашла еще одну ложку меда в презентованной нам бочке дегтя. Начиная с 21 главы размер отряда увеличивается не по старой формуле (номер улучшения * 3), а на фиксированные значения. 

Подробнее
21 глава 
76 увеличение размера отряда должно было привести к увеличению размера на 228 единиц (76*3),  фактически размер отряда увеличился на 505 единиц;
77 - по старой формуле +231, фактически + 505;
78 - по старой формуле +234, фактически + 534;
79 - по старой формуле +237, фактически + 600;
22 глава (пока планируется, могут поменять)
80 - по старой формуле +240, фактически + 600;
81 - по старой формуле +243, фактически + 700;
82 - по старой формуле +246, фактически + 700;
83 - по старой формуле +249, фактически + 700;

Получается, что эффекты чудес,  завязанные на размер отряда, начиная с 21 главы растут чуточку быстрее,  чем могли бы, будь они привязаны к какому-нибудь другому показателю (ну, к уровню ратуши, например).